Минск
Мюзикл "Дубровский"

Жизнерадостные студенты Белорусского государственного университета культуры и искусств, матерый «волчара» московского шоу–бизнеса, российский композитор Ким Брейтбург и поэт Карен Кавалерян представили в Минске премьеру мюзикла «Дубровский» по мотивам одноименной повести Александра Пушкина. Без вящей скромности скажу, что премьерный продукт способен составить конкуренцию любому известному образцу жанра — будь то замызганные «Кошки» или воспевающий мир чистогана и наживы любой ценой аморальный «Чикаго».

Как коршуны слетелись на премьеру белорусские композиторы, наверняка мечтающие однажды покорить Бродвей (плох тот композитор, который не мечтает стать Бернстайном). Или хотя бы получить ту часть славы, которая достается сегодня Брейтбургу. В частности, в полумраке я заметил выстрелившего недавно «Софьей Гольшанской» Владимира Кондрусевича и пока не решившегося на крупную форму композитора коллектива Da Vinci Леонида Ширина. Модный драматург Рудковский в сопровождении верной свиты поклонников тоже старается не отставать от громких событий в театральной жизни. Несколько подпольных миллионеров скромно пили чай из пластиковых стаканчиков в буфете музыкального, предоставившего на этот вечер свою площадку. Короче, весь бомонд пришел на «Дубровского».

После нескольких номеров стало понятно, почему постановка идет в одном из лучших музыкальных театров России, неоднократном лауреате премии «Золотая маска» — Новосибирском театре музыкальной комедии. Сибиряков на мякине не проведешь. Пронзительные арии, масштабные хоры, впечатляющая хореография режиссера–постановщика и балетмейстера Николая Андросова — все на месте. Профессия в руках — ни больше ни меньше. Да еще и щепоткой вдохновения приправленная. Правда, в Новосибирске мюзикл называется по–модному «Дуброffский». Для белорусской версии Карен Кавалерян специально переписал несколько сцен и ввел нового героя — Рассказчика, чтобы мы не запутались, кто здесь кому сват и брат, кто — злодей, а кто — человек божий.

Не могу не посплетничать. С какой постной миной пришел на премьеру Рабинович, впавший в депрессию после закончившегося чемпионата мира по хоккею. На какое–то время я отвлекся от моего сателлита, глядь — через пятнадцать минут старый пройдоха уже притоптывал ножкой. Что поделать, коль мелодический язык здесь — сочный, разнообразный, уверенный в себе. Клиповый монтаж воспроизводится с абсолютным ритмом. Композиция «Саночки», уверен, уйдет в народ: «О господский кренделек — обломаешь зубы...» Так под звуки нестареющего бунта действие несется, несется к плачевному финалу.

В отличие от мюзикла «Голубая камея», где Брейтбург и Кавалерян намеренно погрешили против исторической правды, соединив в счастливый союз княжну Тараканову и графа Орлова, в этой истории хеппи–энда нет.

Главный сюрприз мюзикла: холеному Брейтбургу оказалась вовсе не чужда эстетика русского бунта. Хотя здесь он не совсем русский, на программке особо указано, что «в основу легла реальная история «белорусского Робин Гуда», помещика Островского из Витебской губернии».

Все роли в премьере играют студенты, выпускники и абитуриенты Университета культуры и искусств. И можно отдельно порадоваться за вуз, который всю жизнь вроде как прозябал на вторых ролях, уступая пальму первенства снобистской академии искусств. Этим проектом он заткнул академию за пояс.

Обычно должны пройти годы, виски должна посеребрить седина, чтобы молодой артист вырвался из массовки и ему наконец–таки доверили большую роль. Чтобы премьер или премьерша из всех искусств окончательно выбрали выращивание помидоров на даче. Иначе — не пробиться. Здесь же учащиеся «кулька» играют и главные, и второстепенные роли, демонстрируя потрясающий хореографически синхрон, спаянность ансамбля и безупречный вокал. Готовая труппа. Только куда ей деться? Все места заняты классиками. Режиссер–постановщик и главный балетмейстер Николай Андросов — выдавил из будущих звезд в общий котел все соки, в том числе и желудочный. Труппе Молодежного театра эстрады во главе с неунывающим Василием Раинчиком в первых рядах надо посетить «Дубровского», чтобы увидеть, чем, собственно, должен заниматься современный молодежный театр эстрады и спектакли какого качества производить.

Подводя черту, «Дубровский» — это дорого и весело. В нашем театре, к сожалению, мы отвыкли как от первого, так и от второго.

Добрый зритель в 9–м ряду.  

Советская Белоруссия №102 (24485). Вторник, 3 июня 2014 года.

Читать статью полностью на портале «СБ»: http://www.sb.by/teatr/article/kuplety-robin-guda.html

Мюзикл Дубровский